КАК ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ОБУЧЕНИЯ


Все более популярной в наши дни становится идея перманентного обучения в течение всей жизни. Так называемый life-long learning. Жизнь ставит перед нами новые задачи, и способность учиться в любом возрасте является важным условием не только процветания, но и выживания. Недаром Сэмюэл Смайлс, шотландский

писатель и реформатор, говорил: «Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно…» Чему бы вы ни обучались – иностранным языкам или публичным выступлениям, вождению автомобиля или управлению яхтой, психологии или менеджменту – индивидуально либо в группе, важно знать ключевые принципы повышения качества и эффективности этого процесса. Я люблю роль ученика, равно как и роль тренера, и в этой колонке хочу поделиться несколькими принципами, которые могут повысить способность учиться и получать больше удовольствия от процесса и результатов обучения.


1. Цель. До начала занятий важно ответить на вопрос, зачем мне это надо? Для чего тратить огромное количество ментальной и психической энергии, время и деньги, если нет надобности или намерения использовать полученное? Наличие внутренней мотивации является одним из условий успешного запоминания информации. Недавно в корпоративной группе по навыкам презентации были юристы крупной организации. Часть из них только готовят данные для руководства и не выступают с устной речью, другая часть периодически выступает публично. Несложно предположить, кто рвался практиковать на тренинге, а кто пытался соскочить. Занимательно, что мотивация может также появиться на фоне небольшого успешного опыта, который хочется закрепить еще раз и еще раз. Может аппетит таки и приходит во время еды J?

2. Внутреннее состояние. Мне очень нравится фраза Ошо, индийского духовного лидера: «То, чем вы наслаждаетесь, может идти вглубь вас. Наслаждение означает, что это вам подходит. Отбросьте метод, когда исчезла радость, и ищите другой». Я глубоко уверена в том что, только получая удовольствие от процесса обучения,  мы получаем от него максимальную пользу. Оптимальными состояниями во время обучения являются интерес, любопытство, внутренний поиск, озарение, радость. Удовольствие можно получать как от процесса, так и от результатов. Также важно быть открытым к ошибкам, извлекать опыт и идти дальше.


3. Прояснение непонятных слов. Сразу уточняйте неясные для вас слова или термины. Известно, что низкая успеваемость в школе у детей часто начинается с одного непонятного слова, параграфа, задания или урока. Рон Хаббард, американский писатель, саентолог и разработчик дианетики, утверждает, что «единственная причина, по которой человек бросает учебу, или запутывается, или не способен учиться,- это то, что он пропустил слово, которое не понял». И приводит пример: «Наше внимание привлекли ропаки, ослепительно сверкающие в лучах восходящего солнца»». Нам кажется неясным все предложение, хотя непонимание произошло исключительно от одного слова: «ропак», что значит «льдина, стоящая ребром». Задавайте вопросы. Я заметила, что некоторые взрослые, обучаясь новому, стесняются задавать уточняющие вопросы. Боясь плохо выглядеть в глазах инструктора или коллег, они и себя не продвигают и другим зеленого света задавать вопросы не дают.


4. Ассоциативное мышление. Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Мы лучше запоминаем, если сразу же связываем новую информацию с уже известной нам практикой или другими моделями. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним. Оно помогает сознанию встроить новое в известную картину мира. Создавая связи, нам также легче извлечь полученную информацию из памяти. Для визуализации связей и структурирования мышления прекрасно подходит Mind Mapping (создание интеллект карт) – технология психолога Тони Бьюзена. Кроме того, пробуйте сразу перенести новый материал в свой контекст. Задавайтесь вопросом «как я могу использовать это на практике?». Я заметила, что участники тренингов намного лучше воспринимают и запоминают материал, если в процессе придумывают ассоциации на заданную тему.


5. Каналы восприятия и обработки информации. Старайтесь максимально насколько возможно задействовать все каналы восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический (чувства, движение). В зависимости от типа обучения и темы придумывайте различные формы освоения знаний: читайте, слушайте, записывайте, ищите примеры, зарисовывайте, моделируйте, смотрите видео материал. Это также поможет удержать внимание на теме, а мы же помним: где внимание – там энергия. Если во время занятий мысли уводят в другой контекст, лучше прерваться на звонок или записать, что волнует и сознательно отложить вопрос.


6.  «Переваривание» и постепенное продвижение. Этот принцип хорошо отражен в словах Бенджамина Франклина: «Человек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Положение это одинаково справедливо относится как к уму, так и к телу». Частенько мы спешим за следующей порцией, не переварив полученное. Не знаю, голод это или жадность, но лучше не спешите: сделайте паузу и осознайте полученные данные, пусть материал уляжется в сознании. Как и здание строится постепенно, кирпичик за кирпичиком, в обучении также важен постепенный прогресс.


7. Повторение. Мозг запрограммирован на хранение той информации, что ценна для нас. Ценность определяется по количеству запросов к ней из памяти. Идеальная схема повторения: сразу после получения информации (в конце модуля или дня) – в течение первых суток – через неделю – через месяц – через полгода. Есть разные способы повторять, например, делясь информацией с другими: и себе благо, и другим польза.


8. Практика. Наш мозг отличает волевое повторение от использования на практике. Поэтому постарайтесь как можно  быстрее внедрить в свою жизнь новую информацию или умения. Если учите язык, поставьте цель поехать в  ту страну, где можно  его попрактиковать. После тренингов по публичным выступлениям, я рекомендую  своим участникам искать и принимать каждый шанс выступить публично. Когда есть вдохновение практиковать, то это происходит легко и с удовольствием. Верно и обратное, что отлично выразил Пауло Коэльо:«Без воодушевления и опыта всякое обучение пропадает впустую».


Желаю всем радости и вдохновения от процесса развития себя и других людей!