КАК УДЕРЖАТЬ ВНИМАНИЕ АУДИТОРИИ


Привлечь и удержать внимание аудитории – один из краеугольных камней успеха при публичных выступлениях. Давайте разберемся, почему это важно и что нам в этом может помочь.


Глобально все речи можно поделить на информационные
и агитационные (мотивирующие). Примерами информационных речей могут служить научный доклад или прогноз погоды. Если целью публичного выступления является побуждение к действию (вовлечение в идею или продажа услуги, себя или решения), то как можно повлиять на решение или побудить к чему-то не получив до этого 100% внимания человека или аудитории. Так устроен ум человека, что если ему что-то неинтересно, он выключает внимание и перенаправляет его на что-то более привлекательное. Это может выглядеть в форме отвлечений на что-то постороннее, попыткой перехватить инициативу или уходом из аудитории. Иллюзией является идея, что главное – содержание, остальное не важно.


Периодически я слышу это от некоторых клиентов, особенно технического склада ума: «Я выйду, прочитаю текст и все». И вот умный человек выходит к солидной аудитории с серьезными намерениями и начинает угрюмо читать с листа текст, ни капли, не заботясь о том, как его воспринимают слушатели. Это показывает неуважение к аудитории и низкий уровень подготовки спикера. Потому что эффективный спикер думает не о том, как быстро отчитать речь и смыться, а о том, насколько легко, интересно и понятно будет людям, которые пришли его слушать. И не важно, сколько по времени будет выступление и перед кем.

Не стоит льстить себе, думая, что к выступлениям внутри компании можно не готовиться: сотрудники внимают каждому слову лидера, если он умеет повести этим словом за собой. И конечно, лучшая импровизация – подготовленная. В этом смысле выступающий не просто передает информацию или мотивирует участников к действию: он также режиссер – постановщик своего выступления. И грустно смотреть, когда подготовка отдана на откуп секретаря или зама, и человек, выйдя на сцену, первый раз видит текст.… Анализируя, например, опыт Уинстона Черчилля, можно выделить несколько примечательных моментов для повышения успешности публичных выступлений: тщательная подготовка, хорошее начало, использование метафор, юмор, дикция, мимика и жесты.


И если вы решили взять бразды правления в свои руки, то у вас обязательно все получится. Вниманием можно управлять!

Здесь я хочу поделиться некоторыми эффективными способами, которые использую и/или наблюдала. И при этом каждый волен выбирать для себя то, что кажется уместным и соотносится со стилем выступающего, темой и временем. Давайте вообразим, что у вас есть личный чемоданчик с различными инструментами привлечения и удержания внимания аудитории. В нем есть три секции исходя из следующего принципа: каждый человек воспринимает и обрабатывает информацию с помощью трех каналов: визуального (образного), аудиального (слухового) и кинестетического (чувствование, движение). Давайте рассмотрим каждый из них.


Визуальный канал

• Контакт глазами со слушателями. Выйдя перед аудиторией, не спешите говорить. Возьмите небольшую паузу и установите контакт глазами с теми, кто уже смотрит на вас. Сама пауза и налаживание контакта глазами привлечет внимание тех, кто еще не включился. Распространенной ошибкой, которую демонстрируют участники тренингов по публичным выступлениям, является отсутствие контакта глаз с аудиторией во время выступления. Спикер увлекается и начинает вещать как-бы сам для себя. Но ведь, если вы обращали внимание, слушатели независимо, сколько их и где сидят, пытаются заглянуть в глаза оратору. «Глаза – зеркало души» и, наверное, людям так важно хотя бы изредка заглядывать в это зеркало. На мой вопрос в зал: «что вы чувствуете и думаете, когда оратор не смотрит в глаза?» ответы часто бывают такими: «мы ему не интересны, не важны», «чувствую отстраненность, незаинтересованность», «мне становится скучно», «это как спектакль одного актера». 


Поэтому всегда помните, что вы выступаете для них, а не для себя или для галочки. 


• Вспомогательные визуальные средства: слайды, видео-ролик, рисунки на флип-чарте, видео-сюжеты. Визуализация помогает информации надолго закрепиться в памяти. Кроме того, взрослые как дети: любят кино, мультики, цветные картинки. 


• Говорите стоя, даже если аудитория небольшая: так вы освободите все каналы донесения и восприятия информации. Еще Плиний Младший – древнеримский политический деятель, писатель, адвокат – говорил: «Ораторы, говорящие сидя, если даже речь их обладает в значительной степени такими же достоинствами, что и речь говорящих стоя, одним тем, что они сидят, ослабляют и принижают свою речь. А у тех, кто читает речь, связаны глаза и руки, которые так помогают выразительности. Ничего удивительного, если внимание слушателей, ничем извне не плененное и ничем не подстрекаемое, ослабевает». За 13 лет практики, выступая на конференциях и форумах, корпоративных встречах, проводя тренинги и мотивационные сессии, я всегда выступаю стоя. На тренингах я присаживаюсь в основном в моменты группового обсуждения и обратной связи.


• Передвижения. Встав за трибуной, вы сковываете и себя, и восприятие информации. Кроме того, внимание человека сложнее привязать, если картинка не меняется. Если вы не привязаны к трибуне или микрофону – двигайтесь! Не обязательно прыгать как Стив Балмер, но некоторая смена дислокации поведет слушателей за собой. 


• Жесты. Часто на тренингах по эффективной презентации участники не знают, куда деть руки. Никуда не надо девать. Пусть жесты станут естественной частью вашей речи. Они передают огромное количество информации. Избавьтесь только от неосознанных жестов типа почесывания головы. Больше используйте иллюстрирующие и указывающие жесты. 


• Предмет в руке связанный с темой. Выступая с темой личной эффективности, я вышла к залу с двумя предметами: компасом и часами. Это позволило мне мгновенно собрать внимание и метафорически пояснить первые идеи моего выступления.


Аудиальный канал

• Голос. Как говорил Франсуа VI де Ларошфуко, французский писатель: «В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов». С помощью изменения параметров голоса (скорости, громкости, интонации) человек может всколыхнуть внимание слушателей. Голос может зацепить и повести за собой. 


• Паузы. Когда мы с коллегами анализировали, почему мы так устали после выступления одного спикера, то пришли к единогласному мнению, что он очень быстро говорил и не делал пауз в речи. Он как будто выливал ушат воды и слушатели, захлебываясь, должны были успевать, ею напиться. Паузы помогают быстро собрать внимание перед важной фразой и дают время осознать мысль, если используются после значимой фразы. 


• Цитата, афоризм. Найдите краткую и емкую цитату, которая вам нравится и выражает суть либо ключевую идею вашего выступления. 


• Вопрос, заданный слушателям. Самым простым средством «включить» и удержать внимание кого-то в процессе вашего выступления является вопрос. Он рождает умственную вовлеченность в поиск ответа. Этим приемом часто пользуются теле- и радиоведущие. Выступающие легко могут использовать как риторические вопросы, так и вопросы, требующие ответа. Можно задать вопрос всей аудитории или адресовать кому-то конкретному. Вопрос должен быть связан с темой, в идеале – включать всех, вызывать живой интерес. Например, начиная выступления на тему лидерства, я часто задаю вопрос: «Как вы думаете, лидерами рождаются или становятся?». 


Как всегда в зале нет единогласия по этому вопросу, поэтому далее я прошу поднять руки тех, кто считает, что лидерами рождаются. Затем тех, кто считает, что становятся. Это выглядит как некое экс-пресс-голосование, что само собой интересно. Кроме того, поднятие руки задействует также кинестетический канал восприятия через движение, что еще больше включает людей в процесс. Привлекая внимание, таким образом, вы достигаете и других важных эффектов: заставляете задуматься, сфокусироваться на теме и собраться в едином информационном поле. Вы как будто объединяете аудиторию в единое пространство и время. 


• Вопрос-интрига. Вопрос может интриговать и вводить в ожидание ответа. Например, однажды я присутствовала на выступлении, где спикер вначале задал вопрос, услышал варианты ответов из зала и… отложил правильный ответ на конец своего выступления. Конечно, все ждали его ответ! Если есть время и аудитория большая, можно попросить слушателей обсудить варианты ответа с соседом. В этом случае важно ограничить их по времени и по истечении времени вернуть внимание вовлекшихся в разговор. 


• Вопрос-задание. Однажды, выступая на форуме для руководителей с темой «Управление сопротивлением при изменениях» я задала 3 простых вопроса в зал, сказав, что ответы будут в моем выступлении и их нужно зафиксировать. По окончании речи я снова задала эти три вопроса и наградила небольшими сувенирами тех, кто правильно ответил. 


• История, притча, метафора. Известный юморист Михаил Задорнов любит начинать свои выступления фразой: «Когда я ехал к вам сюда...» и дальше рассказывает историю, которая, возможно, произошла и не вчера, а может, и не с ним. Но это всегда вызывает неподдельный интерес и интригу в аудитории. В процессе выступления здорово воспринимаются метафоры и яркие сравнения. Включая воображение, вы помогаете слушателям уловить ваши идеи, инкорпорировать внутрь своей системы мировосприятия. Истории могут быть как ваши, так и чужие, главное, чтобы они реально иллюстрировали ваши идеи. Истории всегда интересны, но не переборщите, иначе в конце участники останутся с ощущением, что они просто послушали хорошие истории.


• Анекдот. Используйте этот прием только, если умеете рассказывать анекдоты. И, возможно, не все со мной согласятся, но, на мой взгляд, анекдот должен быть в тему. 


• Фразы-«флаги». Вы легко соберете внимание на себе, если периодически будете использовать так называемые фразы-«флаги»: например: «Хотелось бы подчеркнуть…», «А сейчас очень важный момент…», «Обратите внимание…» и др. Некоторые спикеры при этом многозначительно поднимают указательный палец и держат небольшую паузу.


Кинестетический канал (чувствование, движение)

Помните о том, что людям намного интереснее быть причастными, чем просто внимать даже красивым речам. Чтобы создать причастность, нужно вовлечь аудиторию. Вот что можно взять на заметку: 


• Поднятие руки. «Поднимите руку те, кто…». Я упоминала этот прием в контексте вопросов к аудитории. И по опыту могу сказать, что это здорово работает. 


• Хлопки. Просьба поприветствовать себя и коллег хлопками активизирует зал, включая всех в общее действо. Хлопки как благодарность тоже легко поддерживает аудитория. 


• Просьба пересесть. Это часто используют спикеры, если зал не полон, и слушатели расселись, так что много свободных мест. Можно пригласить всех подсесть поближе – так будет легче наладить взаимодействие. 


• Интерактивные задания. Например, иногда до начала выступления я прошу моих помощников прикрепить к стульям участников маленькие бумажки с цитатами по теме. Если зал большой, то не у всех бывают цитаты. И в определенное время участники должны отыскать определенное количество цитат в зале. Это всегда вызывает оживление, и участники независимо от возраста, включаются в эту игру. Прошлым летом меня пригласили провести мотивационный мастер-класс на тему постановки и достижения целей. В зале собралось 80 человек, и важно было не просто вовлечь всех в тему, но и вначале актуализировать важность постановки целей. Поэтому после вступительного слова я пригласила всех объединиться в мини-группы и написать как можно больше причин, почему важно ставить цели. Интерактив позволяет собрать внимание на теме, взбодрить и заинтересовать аудиторию.


Отдельно хочу выделить еще два простых и действенных метода удержания внимания: 


• Смена способа донесения информации или режима восприятия. Например, вы вещали, а теперь задайте вопрос, и пусть кто-то ответит. Таким образом, внимание аудитории переключится с вас на кого-то из зала. Вы показывали слайды, а потом начали рассказывать примеры из своей жизни. Вы пошутили и резко перешли на серьезную тему. 


• Разрыв «шаблона». На одной конференции, посвященной вопросам маркетинга, я наблюдала такую картину: несколько спикеров подряд выходили на сцену, становились за трибуну, начинали читать с листа и через несколько минут… теряли аудиторию. И вдруг очередной докладчик выходит и… садится на стол, что стоял перед аудиторией, и начинает в неформальной манере вести диалог с залом. Конечно, все проснулись, отложили свои гаджеты и вовлеклись в происходящее. Французский лексикограф и поэт Пьер Буаст очень точно подметил: «Академические речи походят на хрустальные люстры, которые блестят, но не согревают». Уходите от академизма в сторону неформального общения, не нарушая при этом культурных и этических норм поведения.


Резюме

1. Тщательно готовьтесь

2. Избегайте монотонности, привносите элементы неожиданности. 
3. У вас полный чемодан инструментов – выбирайте подходящий. 
4. Экспериментируйте. 
5. Наблюдайте за другими, расширяя свой инструментарий.

Успехов! Любви! И процветания!


Диана Кебас, статья для журнала "Новости менеджмента" (№4, 2014г.)