НЕ СКУПИТЕСЬ СКАЗАТЬ "СПАСИБО": О РОЛИ ПРИЗНАНИЯ


Недавно я проводила стратегическую встречу руководителей среднего и высшего звена компании финансового сектора. Тема – корпоративная культура. Проработав ценности для клиентов, мы перешли к прояснению ценностей для сотрудников этой компании. К удивлению некоторых топов, мы обнаружили,

что признание является одним из самых значимых, ожидаемых и недостающих аспектов в работе.

Я решила отступить от сценария и поговорить о признании глубже: что такое признание, как вы понимаете и чувствуете, что вас признают? Разговор вышел искренний и цепляющий какие-то глубинные нотки души каждого. В процессе мы подошли к важному осознанию: мы ждем признания от других (руководителей, коллег, родных), и больше того, как оказалось, нуждаемся в нем. При этом сами так мало его даем людям вокруг нас. После наполненной осознанием паузы я предложила один из простых и доступных в корпоративном контексте процессов благодарения. Нужно было видеть то удовольствие и радость, с которым участники начали этот процесс! Как будто для того, чтобы выразить благодарность, нужно чье-то разрешение… специальное место и время… 


Позже я вспомнила случай из моей практики: рекламное агентство переживало высокую текучесть персонала. После диагностики среди ряда причин одно из первых мест заняло отсутствие признания. Практически каждый второй так и говорил: «Вы знаете, Диана, если бы хотя бы спасибо говорили...» Вот как прокомментировал результаты диагностики генеральный директор исследуемой компании: «Я им деньги плачу. Я еще спасибо должен говорить?!»

Общаясь со специалистами и руководителями разного уровня, я обнаружила: то, что в восточных культурах считается нормой, у нас либо отсутствует в культуре как явление, либо находится на очень низком уровне. Мы недостаточно благодарим, отмечаем, хвалим. Некоторые боятся, что это воспримут как заискивание или подхалимаж. Другое дело – критиковать, это умеют все. Обратите внимание, ведь это не только на работе. Как часто муж благодарит жену, дети – родителей и наоборот, друзья друг друга? А ведь всегда есть за что! Но мы часто принимает происходящее как должное.

Мне казалось, что я и сама делала это недостаточно. Решила начать с себя и при любой возможности давать людям понять, что их труд или они сами для меня ценны. Конечно, когда это так и есть, и я так чувствую.

Я позвонила свекрови и поблагодарила за сына, за ее вклад в него, за поддержку и помощь. Как ей было приятно, и как она в ответ благодарила – я даже не предполагала такой бурной реакции! Я написала письмо отцу со словами благодарности. В день получения письма он тут же позвонил мне с вопросом: «У тебя все хорошо?» И я опять удивилась: для него это из ряда вон выходящая ситуация, потому что и сам мало благодарит. Потом я послала sms с поздравлением с Новым годом нашей домработнице, и в конце приписала: «Благодарю Вас за ваш труд и позитив, который вы приносите в наш дом». Она тут же перезвонила... Японцы приходят друг к другу с поклонами, подарками и благодарностями, и никто не удивляется: уважать и признавать друг друга – это норма поведения в их культуре.

Американский психолог Эрик Берн определили это как «психологический кислород»: психологическая потребность человека в поглаживаниях. Он выделяет четыре типа поглаживаний:
1) позитивные (благодарность, похвала) и негативные (критика);
2) безусловные (за личность: «ценю тебя как прекрасного человека») и условные (за действия: «вы отлично справились с этим проектом»);
3) внутренние (хвалить и благодарить себя) и социальные (других);
4) физические (обнять, похлопать по плечу, пожать руку) и психологические (слова и невербальное одобрение).

Заметьте, что психологи отмечают важность поглаживаний не только социальных, но и в отношении себя. Как давно вы себя хвалили? А благодарили? Видимо, нужна определенная личностная зрелость для того, чтобы давать (себе и другим) и принимать благодарность легко и с удовольствием. Ведь частенько можно наблюдать картину, когда человека хвалят или благодарят, а он или она тушуется, отвергает или пытается разбавить комплимент словами типа «да, ладно, не так уж и хорош...» И уж немногие способны просить поглаживания.

В одной компании руководитель проектов – рослый, немного тучный, открытый и веселый человек – после успешного завершения очередной работы собирает всех, высказывает благодарность каждому, а в конце встает и говорит: «А теперь вы меня хвалите!» Это не может не вызвать улыбку на лицах коллег и радость от возможности поблагодарить шефа за поддержку, мудрые решения, самоотдачу, оптимизм и прекрасное чувство юмора. Они вспоминают ситуации из завершившегося проекта, извлекают уроки, отмечают удачные моменты... Да, это особая культура – культура открытости, уважения, признания каждого и благодарения за те усилия, которые люди привносят в общее дело. Конечно, в таком коллективе хочется трудиться, с такими клиентами и партнерами хочется иметь дело.

И я хочу пригласить каждого, кто увидит эту колонку, к этой простой и важной практике. Даже если, на ваш взгляд, вы это делаете – практикуйте чаще:
1. Замечайте моменты, за которые можно выразить признательность (родным, на работе, просто людям, встречающимся вам по жизни).
2. Избегайте общих фраз типа «Всем спасибо». Найдите что-то конкретное, относящееся именно к этому человеку в определенной ситуации.
3. Найдите способы благодарить себя и принимать поглаживания от других.
4. Благодарите мир, Вселенную за то, что есть в вашей жизни.
И начните замечать, как вокруг становится все больше наполненных благодарностью и любовью сердец.

Бизнес-тренер Диана Кебас, специально для Forbes Woman Ukraine.