ХАРИЗМА КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ


Давайте для начала проведем мысленный эксперимент: вспомним харизматичных личностей из разных сфер жизни, не вдаваясь в оценку и последствия их действий. Конечно, каждый вспомнит того, кто на него или на нее произвел впечатление – из книг, кинофильмов или событий современности.

Для примера возьмем несколько из вестных личностей из разных сфер жизни: Александр Македонский, Жанна д’Арк, кня гиня Ольга, Ленин, Черчилль, Стив Джобс, Генри Форд, Иисус Христос, Будда, Ошо, Ин дира Ганди, Далай Лама, Маргарет Тетчер. Что их всех объединяет? Правильно, все они были харизматичными лидерами.

Конечно, они все разные. И вместе с тем давайте возьмем на себя смелость найти те аспекты, которые мы можем отнести к каждому из них.





1. Видение (vision): картинка будущего

У человека, который знает, чего он хочет, возникает четкое представ ление о будущем: у политика – как вывести страну из экономического кризиса, у тренера – как выиграть чемпионат мира, у предпринимателя – как стать лидером в своей отрасли. Через осознание и воплощение своего видения лидер реализует свое предназначение. Его роль – вести за собой людей, раскрывать для них новые горизонты.
«Каждая душа имеет определенную задачу, и исполнение своего индивидуального предназначения – единственное, что может вести человека правильно. Озарение приходит к нему посредством его собственного таланта». Инайят Хан (1882-1927)
Лидеру важно ответить на вопрос: к чему я стремлюсь? Как я вижу свою будущую жизнь? Что я хочу создать? Какой смысл это привносит в мою жизнь и жизнь других людей? Эти вопросы повысят уровень осознанности и помогут лидеру сфокусироваться.

2. Вера в себя и в успех предприятия

Все харизматичные лидеры уверены в себе либо создают образ уверенного в себе человека. Быть и казаться – это не всегда различимо для внешнего наблюдателя. Но транслировать веру в успех – необходимая составляющая харизматичного лидерства. Такой лидер и словом и делом транслирует миру, что готов выкладываться на все 100% и брать ответственность за результат. Вспомните отрывок из художественного фильма «Замершая из Майями»: главная героиня, назначенная руководителем завода, спасает предприятие от закрытия. Она нашла идею производства нового продукта и готова поставить на кон свою карьеру, чтобы воплотить ее в жизнь и дать шанс людям иметь рабочие места. Рабочие сомневаются. На общем собрании она транслирует свое видение, при верженность людям и готовность рискнуть. «Плата за величие -ответственность». (У. Черчилль)


3. Три «У»: устремленность + увлеченность + усилие

Ум и сердце лидера тотально во влечены в реализацию своей идеи:

• Генри Форд – механик самоучка, не имея инженерного образования, собрал свой первый автомобиль. Не имея навыков менеджмента, организовал компанию по производству автомобилей.

• Жанна д’Арк сумела воодушевить народ на подвиги. Жанне удалось убедить в своей освободительной миссии военных, она получила военный отряд и, поддерживаемая опытными военачальниками и народной верой, нанесла несколько поражений англичанам. Во главе семитысячного войска она одержала победу под Орлеаном.
• Стив Джобс дал толчок к созданию нового рынка и организовал работу команды. Опорой его устремленности были страсть и сильное желание. «Я хочу, и так будет!» – так относятся к жизни лидеры харизматики. «Не надо прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас…»

4. Люди, готовые идти за ним/ней

У эффективного лидера есть последователи: у пастыря – прихожане, у учителя – ученики, у военачальника – войско. Люди идут за теми, кого уважают. Уважение – это признание в руководителе компетентности, целеустремленности и вдохновения. Харизматичный лидер вовлекает людей своим видением, своей страстью и верой в победу. Он за воевывает умы и сердца своих последователей, чтобы реализовать свою цель. Их окрыляют замыслы и представления такого лидера, что дает надежду стать лучше, достичь большего и т. д. Многим людям хочется быть такими же увлеченнaыми, как их лидер, хочется быть по хожими на него/нее, помочь в реа лизации амбициозных целей… Это дает им рост и развитие. И опору. Когда человеку не хватает уверен ности в себе, когда нет собственного видения, он ищет эту опору в других: в детстве чаще всего – это отец или мать, в юности – это спортивный тренер, лидер клуба или дворовой авторитет. Во взрослой жизни, если опора внутри не найдена, ее обычно ищут в руководителе или партнере. Человек всегда ищет опору: либо внутри себя, либо вовне. И задача лидера дать ему эту опору и сделать так, чтобы команда работала точно, слаженно, эффективно и вдохновенно. «Задача каждого человека достичь того, что может только он, опираясь на уникальную комбинацию своих сильных и слабых сторон». Галина Иванченко, доктор философских наук.

Как использовать харизматическое лидерство в менеджменте?


Исследование харизмы как феномена – очень увлекательная тема. Но в рамках данной статьи нам,

скорее, важно понять, какова функция харизмы. В природе если что-то существует, то оно зачем-то нужно. Харизма проявляется только во взаимодействии одного
человека с другим человеком или людьми: ведь до появления Пятницы мы не знаем харизматик Робинзон или нет. Отсюда мы можем предположить, что функция харизмы – это влияние на людей.

1. Харизма – один из источников власти и инструмент влияния в период стабильности.

Исследование харизмы как феномена – очень увлекательная тема. Но в рамках данной статьи нам, скорее, важно понять, какова функция харизмы. В природе если что то существует, то оно зачем то нужно. Харизма проявляется только во взаимодействии одного человека с другим человеком или людьми: ведь до появления Пятницы мы не знаем харизматик Робинзон или нет. Отсюда мы можем предположить, что функция харизмы – это влияние на людей. Опираясь на труды Макса Вебера, Дж. Френча, Б. Рейвен можно выделить следующие источники власти (табл. 1).

Макс Вебер полагал, что харизма – это один из источников власти. Для руководителя любого уровня харизма дает возможность в мягкой манере добиваться своего. Время тех, кто стучит кулаком по столу, проходит: авторитарный стиль руководства больше не отвечает требованиям времени. Однако сама по себе харизма еще не гарантирует, что ее носитель будет эффективным лидером. Влиять нужно мудро и адекватно ситуации. Одна из современных моделей лидерства – ситуационное лидерство (исследователи Genkins, Hersey Blanchard, House, Vroom) – говорит о том, что ситуация определяет, как проявляет себя лидер, его стиль поведения. Какое влияние оказывать, зависит от конкретной ситуации. Фокус внимания смещается на задачу и уровень рабочей зрелости сотрудников (определяется профессиональной компетентностью и мотивацией). Например, один из ситуационных факторов, влияющих на стиль, – величина и жизненный цикл организации. Так, растущая компания нуждается в энергичном и предприимчивом лидере, ориентированном на свершения – тип Вождя. В кризисный период нужен смелый харизматичный лидер, который готов рисковать и принимать адекватные ситуации решения, с быстрой реакцией и креативным мышлением – тип Воина. Во время стабилизации бизнесу нужен Мудрец, умеющий удержать накопленное, развивать персонал, пе редавать опыт и знания, выращивающий лидеров вокруг себя.

Признак успешного лидера – восприимчивость к ситуации, гибкость в выборе стиля лидерства и инструментов влияния.
Харизматичный лидер заражает людей своим состоянием и от ношением к делу, показывает при мер, меняет восприятие ситуации, влияет на поступки людей.

2. Воодушевление в период кризиса и изменений.

Если в период стабильности харизматичное лидерство, возможно, не так востребовано, то в период нестабильности оно может послужить хорошим подспорьем. Вспоминаю, как в период экономического кризиса 2008 года собственник одной крупной строительной компании собрал всех ключевых сотрудников и сказал примерно следующее: «Работы нет. Доходов нет. Когда ситуация изменится – не знаю. Но я не хочу никого увольнять. Я хочу, чтобы вы все остались. Любой кризис когда то заканчивается. Давайте вместе искать выход. Я готов рассматривать любые инициативы с вашей стороны». Он говорил искренне, внутренне переживая ситуацию. Никто не ушел, люди приходили с идеями, некоторые из которых действительно внедрили, и компания выжила. Моральная поддержка в пери оды кризисов нужна и лидеру: если вас ценят и уважают как личность и руководителя, то в трудные времена сотрудники не бросят вас, а вместе предпримут все возможное, чтобы помочь вам и компании.

3. Мотивация на достижение амбициозных целей.

Один из исследователей лидерства К. де Врис считает: «Эффективные лидеры исполняют две роли – харизматическую и архитектурную. В харизматической роли лидер рисует лучшее будущее и воодушевля ет своих последователей. В архитектурной роли он обращается к вопросам структуры компании и системам управления». В период роста или стабилизации компании нужны лидеры, которые, каждый на своем уровне, будут вдохновлять персонал выйти из «зоны комфорта» и совершить прорыв.
В этот момент лидер выступает в роли мотивационного спикера, почти как Том Питерс, произнося вдохновляющие слова:
«Яркие времена нуждаются в ярких лидерах и руководителях,
Которые нанимают ярких людей,
Которые ставят перед собой яркие задачи в ярких (wow) проектах, В сотрудничестве с яркими клиентами и поставщиками,
Которые стремятся к ярким горизонтам,
Которые соответствуют нашим ярким временам!!!»

Инструментами харизматического влияния могут быть: 

• сам лидер как пример сейчас («я делаю это с вами» – действия);
• энтузиазм лидера (лидер заражает других, передавая свое внутреннее состояние);
• лидер как пример из прошлого опыта («я уже проходил это» – успешная история из серии «мы в такие шагали дали…»);
• само видение или миссия, вдохновляющая людей;
• другие люди или компании как пример;
• индивидуальная эмоциональная поддержка (вера лидера в способности сотрудников на уровне убеждений по типу «я знаю, ты сможешь»);
• индивидуальная рациональная консультация (лидер делится опытом, знаниями, помогает вы работать или принять решение). Так как харизма проявляется в момент взаимодействия с людьми, лидеру важно понимать психологию человека и группы, развивать навыки общения и взаимодействия с персоналом:
• уметь выстраивать отношения,
• осознанно слушать и слышать,
• изучить приемы влияния,
• научиться выступать публично,
• пробовать различные стили управления,
• научиться аргументировать,
• научиться осознавать и выражать свои эмоции и чувства.
Используя различные каналы коммуникации (мотивационные речи перед сотрудниками, вдохновляющие письма или индивидуальные беседы), лидеру важно помнить, что точки контакта с последователями, их количество и качество будут либо укреплять образ лидера, либо уменьшать. И если лидер это осознает, у него есть все шансы реализовать свой потенциал.